Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.
Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучение и воспитание.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Ребёнок становится пешеходом значительно раньше, чем он по своим знаниям, усилиям, развитию становится к этому подготовленным. С первых дней пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования мы стараемся организовать его воспитание и обучение так, чтобы к моменту перехода из детского сада в школу он легко ориентировался в ближайшем окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.
Именно в детском саду все дети могут и должны получить систематизированную информацию о безопасном поведении на улице и приобрести необходимые навыки такого поведения. В нашем учреждении дошкольного образования ведется целенаправленная, систематическая работа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма во всех видах детской деятельности.
В течение учебного года одну неделю в квартал мы посвящаем этой работе целиком с целью «погружения» ребёнка в данную проблему. Планирование всех видов деятельности ребёнка в течение недели объединены одной темой. Полученные знания воспитанников в рамках «тематической недели», закрепляются затем в течение всего года в играх, конкурсах, досугах.
Работа с воспитанниками по обучению правилам безопасного поведения на дорогах осуществляется через:
- тематические занятия
- беседы
- чтение художественной литературы
- рассматривание картин, плакатов
- дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры
- экскурсии, пешие прогулки
- развлечения
- конкурсы рисунков
- изготовление атрибутов для игр.
Большое внимание уделяется применению полученных знаний в повседневной жизни. С этой целью воспитатели дошкольного образования используют игры с правилами: дидактические, настольные, познавательные, деловые, спортивно – соревновательные.
Наибольшее распространение получила сюжетно-ролевая игра, в которой дети, играя с макетом, ставят себя в условия выполнения различных ролей. Они обыгрывают собственно человеческие роли и отношения, моделируя ситуации взаимоотношений людей в условиях дорожного движения. Ребенок играет в тесном контакте с другими детьми. Наиболее эффективно используются сюжетно-ролевые игры: “Путешествие на автомобиле” (автобусе), “Поезд”, “Моя улица”, “Моя дорога в детский сад”, “Перекресток”.
Для формирования у дошкольников основ безопасности в ситуациях дорожного движения в каждой группе учреждения дошкольного образования созданы «Центры безопасности дорожного движения»: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Транспорт», макет светофора; простейшие макеты улиц, где обозначены тротуар и проезжая часть; набор дорожных знаков, дидактические игры.
Одно из ведущих направлений в деле предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма является работа с педагогическим коллективом. Для повышения педагогического мастерства воспитателей дошкольного образования создаётся перспективный план работы для всех возрастных групп, подбираются и систематизируются печатные и дидактические материалы и пособия для дошкольников; методическая литература для воспитателей, рекомендации для родителей. Проводятся деловые игры, семинары-практикумы, викторины, где воспитатели дошкольного образования получают рекомендации, материал для работы с родителями и детьми.
В информационно-методическом центре в помощь педагогам представлены следующие материалы:
- методическая литература,
- методические рекомендации педагогам,
- конспекты занятий, проектов, акций, практикумов,
- сценарии викторин, развлечений, праздников, экскурсий,
- памятки, сигнальные листовки, правила поведения, рекомендации, советы для родителей, для детей в картинках
Большое внимание в учреждении дошкольного образования мы уделяется работе с родителями: средства наглядной информации: плакаты, стенгазеты, буклеты; приглашение к сотрудничеству в организации предметно-развивающей среды в группах, консультации, изготовление листовок под рубрикой «Правила дорожные всем нам знать положено», совместные мероприятия.
В результате целенаправленной работы у детей расширились представления детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения; сформировались навыки спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
Памятка юного пешехода.
- Ходи по тротуарам, только с правой стороны.
- Переходи улицу по пешеходному переходу.
- Переходи улицу на зеленый сигнал светофора.
- На красный и желтый сигнал светофора нельзя переходить улицу.
- Нельзя обходить стоящий автобус – это опасно. Подожди пока автобус отъедет от остановки.
- При переходе улицы посмотрите сначала налево, дойди до середины, потом посмотри направо и продолжи путь.
Подвижные игры
- “Цветные автомобили” (младшая группа)
По краям площадки располагаются дети с цветными кружками в руках – это рули. Воспитатель в центре с цветными флажками. Он поднимает флажок какого-нибудь цвета. Дети, имеющие кружок такого же цвета, бегают по площадке в любом направлении, гудят, поворачивая кружок как руль. Когда флажок опускается, все возвращаются на места. Затем воспитатель поднимает флажок другого цвета, бегают другие дети. Можно поднять одновременно два или три флажка, и тогда выезжают все автомобили. - “Машины” (2-ая младшая группа)
Каждый ребёнок получает по обручу. Дети бегают по площадке, поворачивая обручи – рули вправо и влево, стараясь не мешать друг другу. - “Воробушки и автомобиль” (2-ая младшая группа)
Цель: Приучить детей бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга, начинать движение и менять его по сигналу воспитателя, находить своё место. - “Светофор” (старшая группы)
Две команды по 12-15 человек выстраиваются полукругом, одна слева, другая справа от руководителя. В руках у руководителя светофор – два картонных кружка, одна сторона которых жёлтого цвета, вторая сторона у кружков разная (красная или зелёная).
Воспитатель дошкольного образования напоминает воспитанникам о том, как важно соблюдать правила движения на улице, переходить её только в установленных местах, где надпись “переход”, сначала оглядываться налево, чтобы убедиться, что нет близко машины, а там, где установлен светофор, внимательно следить за ним. Он читает ребятам стихи С. Михалкова. Недостающие слова ребята подсказывают хором.
Если свет зажёгся красный,
Значит, двигаться…..(опасно).
Свет зелёный говорит:
“Проходите, путь……(открыт)”.
Жёлтый свет – предупрежденье -
Жди сигнала для…(движенья).
Затем Воспитатель дошкольного образования объясняет правила игры:
- Когда я покажу зелёный сигнал светофора, все маршируют на месте (начинать надо с левой ноги), когда жёлтый – хлопают в ладоши, а когда красный – стоят неподвижно. Тот, кто перепутал сигнал, делают шаг назад.
Сигналы должны меняться неожиданно, через разные промежутки времени. Выигрывает команда, у которой к концу игры останется на месте больше участников.
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- без взрослых на дорогу выходить нельзя, когда идешь со взрослым за руку, то не вырывайся, один не сходи с тротуара;
- ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
- переходить дорогу можно только по переходу (наземному и подземному);
- прежде чем переходить улицу, посмотри на светофор: “коль зеленый свет горит, значит; путь тебе открыт”;
- дорога предназначена только для машин, а тротуар — для пешеходов;
- движение транспорта и пешеходов на улице регулируется сигналами светофора;
- в общественном транспорте не высовывайся из окна, не выставляй руки или какие-либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво.
Используйте для этого соответствующие ситуации на улице, во дворе, на дороге. Находясь с малышом на улице, полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что, нарушая правила, они рискуют попасть под транспорт.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, “привести” вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей — панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно прочитать ребенку стихотворение: “Про одного мальчика” С.Михалкова, “Меч” С.Маршака, “Для пешеходов” В.Тимофеева, “Азбука безопасности” О.Бедарева, “Для чего нам нужен светофор” О.Тарутина. Полезно рассмотреть с ребенком набор красочных рисунков “Красный, желтый, зеленый”, “Пешеходу-малышу”. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки постовых-регулировщиков и др. и организуйте игры по придуманному вами сюжету, отражающие различные ситуации на улице. Игра — хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Для закрепления знаний детей о правилах дорожного движения и сигналах светофора используйте:
- настольные игры: “Мы едем по улице”, “Знаки на дорогах”, “Учись вождению”, “Юные водители”, “Твои знакомые”, “Говорящие знаки”, “Светофор”, “Три письма” и др.
Уважаемые родители!
Не жалейте времени на “уроки ” поведения детей на улице.
Если вы купили ребенку велосипед, то надо объяснить ему правила пользования им на улице, требуя их неукоснительного выполнения.
Ребенок должен усвоить — кататься на велосипеде можно только в отведенных для этого местах — дворах, парках, скверах.
К моменту поступления ребенка в школу он должен усвоить и соблюдать следующие правила поведения на улице и в транспорте:
- играй только в стороне от дороги;
- переходи улицу там, где обозначены указатели перехода, где их нет — на перекрестках по линии тротуаров;
- переходи улицу только шагом, не беги;
- следи за сигналами светофора, когда переходишь улицу;
- посмотри при переходе улицы сначала налево, а потом направо;
- не пересекай путь приближающемуся транспорту;
- машины, стоящие на дороге у тротуара или обочины, всегда обходи так, чтобы был хороший обзор дороги, проезжей части;
- трамвай всегда обходи спереди;
- входи в любой вид транспорта и выходи из него только тогда, когда он стоит, нельзя прыгать на ходу;
- входи в транспорт через задние двери, выходи только через передние;
- не высовывайся из окна движущегося транспорта;
- выходи из машины только с правой стороны, когда она подъехала к тротуару или обочине дороги;
- не выезжай на велосипеде на проезжую часть;
если ты потерялся на улице, не плачь, попроси прохожего взрослого или милиционера помочь тебе, назови свой домашний адрес.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас, родителей, других взрослых. Пусть ваш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Переходите улицу в точном соответствии с правилами. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
В детском возрасте как лучше всего запомнить правила? Ну конечно, с помощью считалочки или стихов.
“Шагая осторожно” (Сергей Михалков)
Движеньем полон город:
Бегут машины в ряд,
Цветные светофоры
И день, и ночь горят.
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!
И там, где днем трамваи
Спешат со всех сторон,
Нельзя ходить зевая!
Нельзя считать ворон!
Шагая осторожно,
За улицей следи
И только там, где можно,
Ее переходи!
“Светофор”(Михаил Пляцковский)
Стоп, машина!
Стоп, мотор!
Тормози скорей,
Шофер! Красный глаз:
Глядит в упор –
Это строгий Светофор.
Вид он грозный
Напускает,
Ехать дальше
Не пускает.
Обождал шофер
Немножко,
Снова выглянул
В окошко.
Светофор
На этот раз
Показал Зеленый глаз,
Подмигнул
И говорит:
“Ехать можно,
Путь открыт!”
Кричалки о знаках.
Эй, водитель, осторожно,
Ехать быстро невозможно,
Знают люди все на свете
В этом месте ходят (Дети)
Если друг велосипед
Мчит тебя быстрей ракет,
Никогда не нужно ехать
Там, где знак увидишь этот. (Проезд на велосипеде запрещен)
Всем знакомые полоски
Знают дети или взрослый,
На ту сторону ведет – (Пешеходный переход)
С тротуара вниз ведет
Под дорогу длинный вход.
Нет ни двери ни ворот –
То… (Подземный переход)
Если ты собрался с другом
В зоопарк или в кино,
Подружиться с этим знаком
Вам придется все равно,
И домчит вас быстро, ловко
Знак… (Автобусная остановка)
Можно встретить знак такой
На дороге скоростной,
Где больших размеров яма,
И ходить опасно прямо,
Там где строится район,
Школа, дом иль стадион. (Ремонт дороги)
Не один здесь знак, а много:
Здесь железная дорога!
Рельсы, шпалы и пути –
С электричкой не шути.