Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

101

Дата: 2 марта 2017 в 08:20, Обновлено 26 июля 2020 в 18:55

      Научить ребенка безопасности – задача непростая. Но делать это нужно с самых маленьких лет. Ведь формируется культура безопасности на всю жизнь.  Конечно, самое главное при этом – собственный пример родителей.  Их безопасное поведение, соблюдение правил, забота, поддержка и защита.

     Как научить ребенка безопасности?

      Каждому возрасту нужен свой подход. Для малышей  — игра лучший способ познания мира. Сгодятся сказки, сказочные герои, чье поведение обязательно нужно обсуждать с малышом, мультики. Можно дать дотронуться до теплой кружки  или утюга пальчиком – научить, что такое «горячо». Не достаточно просто запрещать и говорить «нельзя»   нужно объяснять почему.

     Школьникам постарше – моделировать  путь из школы домой, различные ситуации. Проиграть по ролям, что будет делать ваш ребенок, если… Подросткам – давать нужную литературу для раздумий, жизненные примеры и обращение к авторитетам.

     Даже взрослому человеку для того, чтобы освежить в памяти какие – то знания необходимо возвращаться к ним примерно через полгода. Поэтому тему безопасности нужно повторять с детьми регулярно.

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ОТ МЧС:

     Работники МЧС всегда призывают родителей к тому, чтобы они максимально много времени уделяли обучению своих детей основам безопасности жизнедеятельности. Много сил и средств потрачено МЧС на разработку и печать наглядно-изобразительной продукции, которая может послужить отличным помощником в обучении вашего ребенка.

      Наверняка вы зададите вопрос, а где же вам еще искать материалы для обучения своего ребенка? Ответ прост: Все необходимое по обучению ОБЖ, вы можете найти на официальном сайте МЧС — 112.by, в разделе «Мультимедийные материалы по ОБЖ».

     Сегодня мы бы хотели познакомить вас также с информационно-пропагандистской кампанией «Гордимся, что научили!», которую проводит Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.

     Идея этой кампании состоит в том, чтобы донести до вас, уважаемые родители, сообщение о том, как важно научить своего ребенка правилам безопасности. Ведь эти знания – достойны отдельной гордости. Наверняка, многие из вас уже познакомились с этим проектом на улицах города, в различных СМИ (по телевизору, радио, в интернете).

     Но, каким образом доносить информацию ребенку, как научить, чтобы быть услышанным? Задавали ли вы себе когда-нибудь вопрос: почему дети нас не слышат или кивают нам в ответ, обещая сделать то или иное задание, и снова не выполняют наши просьбы? Или же никак не реагируют на родительские запреты?

     Ответ прост! Говорите с детьми на их языке, и они прекрасно поймут, что вы хотите сказать и от чего хотите их предостеречь. Дорогие родители, давайте с вами попробуем разобрать понятие «говорить с ребенком на их языке».

     Итак, для этого взрослым необходимо использовать примеры, сказки, рисунки и всё то, что поможет ребёнку понять, какие ситуации бывают опасными, как поступить, попав в них и как их избежать. Учёба пойдёт впустую, если не учитывать особенности детской психики, которая противится формам «запрещено», «нельзя», «ты обязан» и т.д. Лучше действуют формулы типа: «Давай учиться вместе, помоги мне избавиться от беспокойства за тебя». Ситуации следует проверять в игровой форме, а объяснения лучше подкреплять доступными примерами из известных сказок. В сказках, рассказах, мультфильмах все доступно и очень подробно объяснено. Задача родителей состоит в том, чтобы акцентировать внимание ребенка на отдельных местах.

     На самом деле, соблюдать эти простые рекомендации намного проще, чем вы думаете.

      Смотрите  мультфильмы  с ребенком, обсуждайте, задавайте вопросы.

     Читайте со своим ребенком:

    Сказки, присказки, прибаутки – основное средство обучения малышей правилам безопасного поведения. Они могут многому научить не только детей, но и родителей. Вы замечали, что в сказках для самых маленьких трагичный финал? Это очередное напоминание Вам, родители, о том, что детей без присмотра оставлять нельзя («Колобок», «Семеро козлят»). Когда читаете сказку с малышом, обязательно задавайте ему вопросы: «Почему так произошло?», «Что не так сделал герой?», «А как ты думаешь, что нужно было сделать?» Но не осуждайте персонажи, а рассуждайте над их поведением: «Ай-ай-ай! Плохо сделал Колобок! Нельзя убегать из дома. Можно потеряться! Или лиса съест!». Осуждая поступок героя, Вы даете правильные ориентиры ребенку на будущее, помогаете понять, в чем ошибка сказочного персонажа.

    Рисуйте со своим ребенком:

    Доказано, что дети воспринимают окружающий мир образами. Это значит, что все, о чем Вы говорите с ребенком, он должен видеть на картине. Поэтому у вас есть хорошая возможность поговорить с ним о правилах безопасности в доме. Нарисуйте с малышом план вашего жилья и красным цветом пометьте опасные зоны. Объясните ребенку, почему именно в этих местах следует быть осторожным и что делать в случае опасности. Рисунок – универсальный способ обучения, с его помощью ребенку легко можно привить навыки безопасного поведения:

рисуйте с ребенком различные ситуации и проговаривайте все, что изображаете;

задайте ребенку тему для рисования, а потом обязательно расспросите малыша, почему он это нарисовал;

сочиняйте по рисункам истории, для этого можно использовать книги-раскраски МЧС.

Играйте со своим ребенком:

  Ведь игра – основной способ обучения детей. Именно играя, ребенок лучше запоминает основные правила. Введите в вашу игротеку новую игру «Спасатели спешат на помощь!». Обязательно расскажите ребенку о работе спасателей, в каких случаях может понадобиться их помощь (пожар, обвал, утопление и т.п.), и как правильно вызвать:

набрать номер 101 или 112;

сообщить свой адрес;

рассказать, что случилось;

назвать своё имя, фамилию и телефон.

   Сыграйте роль диспетчера, пусть ребенок звонит и вызывает спасателей. А потом поменяйтесь ролями. Благодаря игре он усвоит необходимые знания:

Главное, что должен знать ребенок во время пожара:

НЕ ПАНИКОВАТЬ!!!

не прятаться;

убегать из дома на улицу;

звать на помощь взрослых;

вызывать спасателей по телефону 101 или 112.

Сделайте вместе с малышом «напоминалку», на которой будут написаны номера экстренных служб и ближайших родственников. Поместите ее около домашнего телефона.

Давайте вместе с вами рассмотрим детские игры по безопасности, а в некоторые даже попробуем поиграть. Тогда вы запросто сможете поиграть с вашими детьми в них дома. Главное – это ваше понимание важности каждого момента обучения вашего ребенка безопасному поведению и разумной осторожности. Итак, давайте рассмотрим первую игру:

«Что делать, если дома пожар»

Вы можете повторить и проиграть со своим ребенком необходимые действия и выработать определенный алгоритм действий. Также в рамках этой игры можно нарисовать с ребенком на листке бумаги «План эвакуации» из квартиры.

«Безопасные ситуации»

В этой игре вы можете придумывать различные ситуации, а задача ребенка заключается в том, чтобы рассказать, как он будет действовать в той или иной ситуации. Что ему можно? А что нельзя?

«Опасно-Безопасно»

Перед ребенком карточка с нарисованными на ней предметами. Родители называют предмет и спрашивают, опасно ли с ними играть или нет. Если безопасно, то ребенок закрывает предмет желтым (зеленым) кружком. Если опасно – черным (красным). При этом ребенок должен объяснить, почему опасно играть с тем или иным предметом.

«Опасные ситуации»

В этой игре вы, уважаемые родители, можете разобрать и рассказать о различных опасных ситуациях (используя книжку МЧС «Приключения Даши в стране опасностей»).

— выучите с ребенком ваш домашний адрес и номер телефона, чтобы при необходимости он мог сам обратиться за помощью в службу спасения;

— возле телефона на листе бумаги напишите номера экстренных служб, и объясните ребенку при каких обстоятельствах ими можно воспользоваться.

Дорогие родители, проверить знания своего ребенка вы также можете прямо на сайте 112.by, предложив ему пройти тест на знание правил безопасности и, в случае положительного результата, получить грамоту «Гений безопасности»!

   Фантазируйте, придумывайте новые игры, тогда время, проведенное вместе с ним, будет не только занимательным, но и познавательным.

   Уважаемые родители, помните: все «уроки безопасности» должны проходить неназойливо, а в игровой форме. Потому что играть для детей — также естественно, как ходить и дышать, ведь когда вы играете, любые советы воспринимаются совсем иначе, без внутреннего протеста, потому что они всегда кстати, потому что вы на равных, вы партнеры, вы соучастники и друзья.

   Еще один совет от психологов: слово «нельзя» употребляйте как можно реже. Ведь о коварстве «нельзя» многие родители уже знают. С «нет» и «не…» дело обстоит еще хуже. Ну не хочет наше подсознание его воспринимать!

   Любой запрет наша психика встречает в штыки. И, чтобы послушаться и прислушаться (а тем более усвоить), приходится сделать усилие, переступить через свое собственное «не хочу – не буду».

   Вспомните, как вы сами злитесь на запреты в семье или на работе. А детям такое усилие сделать еще труднее (хотя бы потому, что они — народ свободолюбивый). Вот и получается: мы говорим «Нет! Нельзя!», а ребенок услышать нас не готов. Мы говорим «не делай», а ему слышится «делай, и поскорее…».

   Используйте «заменители», например «опасно». Лучше скажите ребенку: «Будь осторожен! Включать плиту самому опасно! Ты можешь обжечь руку. Давай я тебе помогу». И вообще, используйте замечательное слово «можно», для того, чтобы переключить внимание вашего малыша. Например: «Включать электрочайник самому – нельзя, но можно сделать это, если рядом папа». Учите ребенка пользоваться электроприборами, плитой, но пошагово и под присмотром. Это касается любой ситуации. Лучше использовать чаще слово «можно», для того, чтобы сменить фокус внимания вашего ребенка.

   И еще, уважаемые родители, где и как ребенок проводит свой досуг, с кем он дружит, какими играми увлекается – эти вопросы должны быть предметом постоянного вашего внимания. Воспитание иммунитета личной безопасности у ребенка должно идти с чувством меры. Разговор на эти темы надо вести доброжелательно.

Методический материал по безопасности жизнедеятельности  

    В помощь родителям, бабушкам – дедушкам, старшим братьям и сестрам, а также педагогам, в том числе дошкольного образования,  мы собрали методический материал, который поможет Вам в изучении и формировании культуры безопасности вашего ребенка. Он разделен по способу подачи информации (смотрите вкладку справа). Здесь есть аудиосказки,записанные республиканским центром пропаганды МЧС, а также сказочные истории и книжкиподготовленные специалистами и которые вы можете использовать для обучения ребят в разделе «Читаем вместе». Кроме того, мы подобрали тематические мультфильмы, которые рекомендуем для обучения безопасности детей.    

В разделе  «Будь готов!» сайта, мы  исходя из оперативной обстановки напоминаем жителям о том, как обезопасить себя и готовим материалы по актуальным событиям. На «детскую тему»  Вы можете найти там статьи: «Как научить безопасности ребенка»,   «Дети и праздник: на беду много не надо…»,  инфографику «Безопасность малыша — советы родителям» а также «Памятка для родителей к летним каникулам», которые рекомендуем Вам прочитать.

Мы надеемся, что раздел «МЧС – родителям» поможет сделать вашу жизнь и жизнь ваших ребят более безопасной.

Берегите себя и близких!

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.