Психологическая готовность к школе – это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Она включает в себя следующие параметры психического развития:
Личностно-социальная готовность
Ребенок к моменту поступления в школу должен быть готов к общению, взаимодействию – как с взрослыми, так и сверстниками. Современные первоклассники далеко не всегда умеют это делать. Особенно трудно им выполнять задания, которые требуют совместных усилий, тесного контакта друг с другом, принятия совместных решений, «разруливания» конфликтных ситуаций.
Легко ли ваш ребенок идет на контакт с другими детьми и взрослыми? Не слишком ли часто вы берете на себя его функции? У малыша е моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми. Дайте ему самому установить контакты с окружающими в поликлинике, на детской площадке, в магазине и пр.
Эмоционально-волевая готовность
Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя. В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
-
не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
-
не умеет работать по правилу;
-
не умеет работать по образцу;
-
нарушает дисциплину.
В школе ребенка ждет напряженный труд. И далеко не всегда обучение будет увлекательными и захватывающим. Поэтому очень важный признак готовности к школе – делать не только то, что хочу, но и то, что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно.
Как ни странно, развить эти качества поможет игра. Только игра особая – по правилам (от примитивных «ходилок» с кубиком до шахмат, домино и пр.)
Интеллектуальная готовность
Важно, чтобы ребенок к школе был умственно развит. Ребенок должен научиться сравнивать, обобщать, делать самостоятельные выводы, анализировать. Но достигает он этих способностей только тогда, когда с ребенком занимаются. Причем, не специально обучая, а при общении.
К шести-семи годам дошкольник хорошо знает свой адрес, название города, где он проживает, название страны, столицы. Знает имена и отчества родителей, где они работают и понимать, что их дедушка – чей-то пап (отца ли матери). Ориентироваться во временах года, их последовательности и основных признаках. Знать название месяцев, дней недели, ткущий год.Знать основные виды деревьев, цветов, различать домашних и диких животных. Дети должны ориентироваться во времени, пространстве и близком социальном окружении. Наблюдая природу, они учатся замечать пространственно-временные и причинно-следственные отношения, обобщать, делать выводы.
В общении с ребенком главное-интерес. Разжигают интерес наводящие вопросы, например, о сходстве и различии двух предметов (мяч, воздушный шар), двух явлений (дождь, снег), понятий (страна, город). Различия устанавливаются чаще всего легко, а сходства сложнее. Пусть ребенок обобщает в группу предметы (кровать, стол, стул, кресло – мебель). Постепенно усложняйте задачу, попросите назвать предметы, в которые можно что-либо положить, которые светятся, и т.д. Просите ребенка пересказать фильм, книгу, особенно когда он читает самостоятельно.
Важно понимать, что готовность ребенка к школе означает лишь то, что у ребенка есть основа для развития в следующем периоде. Поэтому не надо думать, что эта готовность автоматически позволяет избежать проблем в будущем.
Мотивационная готовность
Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к учебе. А это значит, что ребенку должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять.
Занимаясь с ребенком, важно обращать внимание на то, как ребенок реагирует на трудности. Если ребенок не любит делать то, что у него не получается, постарайтесь вовремя прийти ему на помощь. Это поможет ему справиться с трудным занятием и одновременно почувствовать удовлетворение от того, что он смог одолеть трудное дело. Взрослый при этом обязательно должен эмоционально похвалить ребенка за доделанную до конца работу. Иногда в качестве помощи может выступить эмоциональное подбадривание и уверенность, что у ребенка все получится. Такое общение с ребенком, как правило, позволяет сформировать учебную. Мотивацию к моменту поступления последнего в школу.
Получается, что психологическая готовность к школе – это вся дошкольная жизнью Но даже за несколько месяцев до школы можно при необходимости что-то скорректировать и помочь будущему первокласснику спокойно и радостно войти в новый мир!